Темперамент вашего ребенка


Чтобы выявить темперамент вашего ребенка ответь­те сами себе на следующие вопросы, предложенные Б.С. Волковым и Н.В. Волковой в сборнике «Задачи и уп­ражнения по детской психологии», и сделайте выводы.
1.     Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необхо­димо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2.      Как реагирует ребенок на замечания взрослых?
а)  Говорит, что больше так делать не будет, но через не­которое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3.      Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а)  Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, но других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.
4.      Как ведет себя в непривычной обстановке (в каби­нете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокойно, рассматривает окружающее.
г) Робок, растерян.
Выводы. Если преобладают ответы «а», Вы имеете дело с сангвиническим типом; если «б» - с холерическим; ес­ли «в» - с флегматическим; если «г» - с меланхоличе­ским типом темперамента.


САНГВИНИК
(сильный, уравновешенный, подвижный тип)
У детей с сангвиническим типом темперамента ус­тойчивость и сосредоточенность внимания зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Одна­ко даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредото­ченными на чем-то одном - они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отли­чаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними следует как можно чаще ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максималь­ного сосредоточения. Включая детей-сангвиников в какую- либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, кото­рое он должен будет высказать.
ХОЛЕРИК
(сильный, неуравновешенный тип, с преобладанием возбу­ждения)
Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с холерическим типом темперамента зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем более ребенок заинтере­сован в ней, тем более длительное время его внимание мо­жет быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, т. е. Ребенок в на­чале деятельности может часто отвлекаться.
Холерикам свойственно равномерное распределение внимания.
С возрастом устойчивость и сосредоточенность внима­ния увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточе­ние, сокращается, но зависимость свойств внимания от сте­пени заинтересованности в деятельности сохраняется. Сле­довательно, ребенка-холерика нельзя принуждать к чему- либо, его следует убедить в необходимости этой деятельно­сти для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать, недопусти­мы - это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно - с необходи­мостью обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в ее объективности.
ФЛЕГМАТИК
(сильный, уравновешенный, инертный тип)
Дети с флегматическим типом темперамента сохра­няют устойчивое, сосредоточенное внимание до заверше­ния любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа. Но им необходимо длительное время для того, что­бы сосредоточиться, - из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему. Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли понял ребенок задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быст­ро переключать с одной деятельности на другую.
МЕЛАНХОЛИК
(слабый тип)
Внимание детей с меланхолическим типом темпера­мента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распре­делить внимание. Причина? Неуверенность в себе. Мелан­холикам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Многое в поведении мелан­холиков зависит от отношения к ним воспитателя: здесь не­допустимы резкость, ирония, повышенный тон, Необходи­мо отмечать положительные черты ребенка-меланхолика, давать ему высказаться, поощрять его инициативу.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темпералгента и их влияние на свойства внимания. От этого зависят правильность понимания и выполнения детьми заданий, а также, что еще важнее, характер взаимоотношений между взрослыми и детьми.


Комментариев нет:

Отправить комментарий