Чтобы выявить темперамент вашего ребенка ответьте сами себе на
следующие вопросы, предложенные Б.С. Волковым и Н.В. Волковой в сборнике
«Задачи и упражнения по детской психологии», и сделайте выводы.
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко
включается в работу.
б) Активно
действует.
в) Действует
спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания взрослых?
а) Говорит, что больше так делать
не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает
по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает
молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него
ситуациях?
а) Быстро, с жаром, но
прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со
страстью, но других не слушает.
в) Медленно,
спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего
и др.)?
а) Легко
ориентируется, проявляет активность.
б) Активен,
проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокойно,
рассматривает окружающее.
г) Робок, растерян.
Выводы. Если преобладают
ответы «а», Вы имеете дело с сангвиническим типом; если «б» - с холерическим;
если «в» - с флегматическим; если «г» - с меланхолическим типом темперамента.
САНГВИНИК
(сильный, уравновешенный, подвижный тип)
У детей с сангвиническим типом темперамента устойчивость
и сосредоточенность внимания зависят от того, насколько предлагаемая
деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в
отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на
чем-то одном - они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности.
Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым
распределением внимания. Перед ними следует как можно чаще ставить новые, по
возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального
сосредоточения. Включая детей-сангвиников в какую- либо активную деятельность,
необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности,
которое он должен будет высказать.
ХОЛЕРИК
(сильный, неуравновешенный тип, с преобладанием
возбуждения)
Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с холерическим типом темперамента зависят от степени
осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в ее
выполнении. Чем более ребенок заинтересован в ней, тем более длительное время
его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь
затруднения в скорости сосредоточения, т. е. Ребенок в начале деятельности
может часто отвлекаться.
Холерикам свойственно равномерное распределение
внимания.
С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличиваются, а
время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств
внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно,
ребенка-холерика нельзя принуждать к чему- либо, его следует убедить в необходимости
этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении
с ним, как и стремление подогнать, недопустимы - это вызовет лишь бурный
протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно - с необходимостью
обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в ее объективности.
ФЛЕГМАТИК
(сильный, уравновешенный,
инертный тип)
Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют
устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не
страшит даже монотонная работа. Но им необходимо длительное время для того, чтобы
сосредоточиться, - из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал
или не понял речь, обращенную к нему. Кроме того, флегматики испытывают
определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми
холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Учитывая
это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте,
правильно ли понял ребенок задание, дайте ему дополнительное время для
сосредоточения и распределения внимания. Таких детей нужно вовлекать в активную
деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.
МЕЛАНХОЛИК
(слабый тип)
Внимание детей с меланхолическим типом темперамента
неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина?
Неуверенность в себе. Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное
задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное
задание. Многое в поведении меланхоликов зависит от отношения к ним
воспитателя: здесь недопустимы резкость, ирония, повышенный тон, Необходимо
отмечать положительные черты ребенка-меланхолика, давать ему высказаться,
поощрять его инициативу.
Таким
образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать
особенности их темпералгента и их влияние на свойства внимания. От этого
зависят правильность понимания и выполнения детьми заданий, а также, что еще
важнее, характер взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий