Почему дети ругаются?


Почему дети ругаются?

Родители часто спрашивают, нужно ли говорить сыну или доче­ри, «подхватившим» какое-либо нецензурное слово, что это - руга­тельство? Наверное, сказать стоит. Во-первых, нет никакой гарантии, что малыш забудет ругательства. Даже если они на какое-то время выпадут из лексикона ребенка, он может их вспомнить в самый не­подходящий момент, и тогда случится конфуз. А во-вторых, как ма­лыш узнает, что эти слова произносить нельзя? И если он узнает это не от вас, а от посторонних людей, то как вы будете выглядеть в его глазах? Ребенок же решит, что раз вы его не останавливали, значит, ничего не имеете против. Дети ведь не вдаются в тонкости взрослой психологии...
Конечно, ругать ребенка не следует. Разумнее спокойно сказать малышу, что хорошие дети таких слов не произносят, бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их, кстати, в приличные места не берут.
РЕБЕНОК-ДЕМОНСТРАНТ
Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ре­бенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, по­казаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать дурным примерам. К ним будто лип­нет все отрицательное.
Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне воз­можно. С одной стороны, надо помогать ему нормально самоутвер­диться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой - резко отрицательно реаги­ровать на его «выкрутасы», в частности на ругательства.
Неплохо действует, если сквернословящего ребенка легонько шлепнуть по губам. И не больно, и хорошо отрезвляет.
Демонстративные дети больше всего не любят, когда их не заме­чают, и если ребенок будет сквернословить, надо сначала его преду­предить, но если это не возымеет действия, то следует лишить малы­ша каких-либо благ, связанных с общением, например, прогулок, по­ездок, похода в гости, чтения на ночь, совместной игры. Демонстра­тивные дети усваивают этот урок не сразу. Главное, не давать слаби­ны и не идти на уступки. Помните, ваше благородство оценено не бу­дет.
Ну а самая «тяжелая артиллерия» - это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать (ес­тественно объяснив ему причину своего поведения). Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. Хорошее поведение демонстративного ребенка долж­но быть подкреплено взрослыми.
Если же малыш ведет себя плохо, сквернословит, делает что-то назло, взрослые должны показать, что у них пропадает всякое жела­ние иметь с ними дело. То есть два полюса - положительный и отри­цательный - должны быть в этом случае разведены демонстративно- резко. Гораздо резче, чем с детьми, не отличающимися демонстра­тивностью поведения.
ВОЗБУДИМЫЙ РЕБЕНОК
Сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными деть­ми. Такие дети, войдя в раж, не контролируют свои слова и поступки. Надо иметь в виду, что зачастую они просто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача.
ГРУБОСТЬ НА УРОВНЕ ТОНА
Начинать борьбу с детской грубостью надо на уровне тона, не дожидаясь пока ребенок уже настолько распоясывается, что ему ни­чего не стоит оскорбить бабушку или заявить отцу с матерью: «Отвя­житесь, надоели!»
Никогда не позволяйте детям говорить с вами властным, требова­тельным тоном! Нельзя допускать в его речи грубых интонаций. Вы же приучаете его с ранних лет следить за гигиеной, тратите на это массу сил и времени. А психическая гигиена важна ничуть не меньше (если не больше!). У нервного, возбудимого ребенка - а именно у та­ких детей чаще всего звучат в речи грубые, резкие интонации - и без того в душе царит хаос, а тут еще постоянная подпитка извне: детское хамство как правило порождает ответные крики, ругань, скандалы. Ребенок «варится» в этом нервном, психопатическом «бульоне», и его психика все больше разлаживается.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1.     Начать с себя, т.к. дети - наше зеркало. Они копируют манеры, привычки, интонации родителей. Иначе борьба обречена на по­ражение.
2.      Правила для взрослых:
а) не выполнять детских просьб, выраженных грубым тоном;
б) предупредить об этом ребенка заранее;
в) будьте тверды и сохраняйте самообладание.
Соблюдение правил вежливости важно не только с этической точки зрения, но и с медицинской. Чем больше я вижу «трудных» детей и взрослых, тем больше во мне крепнет убеждение, что нравственность вообще очень полезна для здоровья.
3.      Не позволяйте втянуть себя в перебранку. Если это случится, вам будет трудно удержаться от резкости, и тогда начнется торговля: «Ага, тебе можно на меня кричать, а мне нельзя?» Обязанность детей - уважать родителей, слушать их, помогать им, Это сущая хмелочь по сравнению с правом беззаботно жить, играть, ходить в интересные кружки, быть обутыми, одетыми, накормленными и т.п.
И в заключение. Важно не только всеми доступными способами выкорчевывать скверные слова из речи наших детей, но и воспиты­вать ростки добра - светлые и чистые слова, которые мы часто в об­щении с детьми попросту называем волшебными. «Словарь добрых слов и выражений», составленный научно-методическим центром Ульяновска поможет вам и вашим детям обогатить свой лексикон по­лезными в общении словами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий